Третьяковка на парижских баррикадах. "Известия"

В атмосфере скандала в парижском культурном фонде "Красный дом", что рядом с революционной площадью Бастилии, открылась выставка "Соц-арт: политическое искусство России с 1972 года до наших дней".

На ней представлено более 200 трудов 60 российских художников - начиная с отцов-основателей этого течения Виктора Комара и Александра Меламида. Сыр-бор разгорелся после того, как дирекция Третьяковки сняла около 20 работ экспозиции еще до отправки из Москвы. Масла в огонь подлил министр культуры Александр Соколов, расценивший часть произведений как "порнографические" и "позорящие Россию".

Это дало повод французским СМИ обвинить российские власти в "попрании свободы".

"Россия экспортирует свою цензуру" - под таким заголовком левая газета "Либерасьон", принадлежащая барону Ротшильду, посвятила инциденту две полосы, напечатав снимки изъятых работ. "Россия вышла из коммунистической эпохи, но все еще живет со своим прошлым, возможно, поддерживая с ним шизофреническую связь, - сказал "Известиям" парижский вице-мэр по вопросам культуры Кристоф Жирар, хорошо знакомый с российской культурой. - Что же касается цензуры, то молодой демократии нужно время, чтобы обрести свободу".

В такой непростой ситуации директор Третьяковки Валентин Родионов в Париже принял удар на себя. "Я лично дал распоряжение снять эти произведения, - поведал директор "Известиям". - Честное слово, никакого давления не было. Это было мое решение, о котором мы сообщили в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Там с нами согласились. На выставке не должно быть неприличных работ. Разговоры о возвращении цензуры в России - полная чепуха".

Экспозицию готовили аврально, за считанные месяцы, вздыхают наши искусствоведы, и в суете было трудно за всем уследить. Хотя "Эру милосердия" - шокирующую фотографию целующихся милиционеров - успели "обезвредить", проколов избежать не удалось. Так, в "Красном доме" неожиданно появился совсем уж неприличный объект - скульптурная композиция Василия Цагалова "Фонтан", изображающая киллера с пистолетом в руке, который мочится на свою жертву. (От возможного вандализма постоянно "фонтанирующий" объект надежно защищен стеклом и забором.) Сотрудники Третьяковки признают, что не видели "Фонтана" и дали добро на его отправку в Париж только по причине безобидного названия скульптуры. И вообще, лишь треть выставки принадлежит ГТГ, а остальное - частным галереям и самим художникам, которые воспользовались "брендом" знаменитого музея и протащили в Париж свои экспонаты. По мнению ГТГ, скандал был срежиссирован в Москве с завуалированным участием отечественного арт-бизнеса. Он теперь греет руки на скандале, ловко пропиарив своих художников.

Куратор экспозиции в "Красном доме", заведующий отделом новейших течений ГТГ Андрей Ерофеев настроен пессимистически. "Скандал возник не случайно, - сказал "Известиям" куратор, который сейчас рискует своей головой. - Вместо того чтобы поддержать актуальное искусство, наши музеи первыми "сдали" его, начали защищать от него консервативное общество. Как и в советские времена, музеи стоят на стороне власти. Выяснилось, что Россия не может посмотреть на себя иронично. Мы же родина соц-арта, но вместо того, чтобы поддержать художников, сами ставим на них крест".

С ерофеевской оценкой роли соц-арта категорически не согласен известный художник-нонконформист Владимир Яниклевский. "Россия такая же родина соц-арта, как и родина слонов, - говорит он. - Соц-арт лишь повторяет то, что давно существует на западном рынке, - постмодернистские зады. Да и вообще его эпоха началась, когда коммунистический "лев" умер, и его можно было безбоязненно пинать. Тогда соц-арт и стал иронизировать и ерничать в отношении того, что уже было не актуально и совсем не опасно".

Юрий Коваленко (Париж)