Невыездное современное искусство. БАБР.RU

В Париже в частном фонде современного искусства Maison Rouge открылась выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России". Скандал, разразившийся в Москве перед открытием выставки, заставил многих заговорить о цензуре и симптоматичном для современной России негативном отношении к современному искусству.

Выставка, подготовленная отделом новейших течений Третьяковской галереи, уже с успехом показывалась в Москве в рамках Второй биеннале современного искусства весной этого года. Тогда "Соц-арт" был признан одним из наиболее удачных проектов биеннале и заинтересовал французских партнеров Государственной Третьяковской галереи (ГТГ).

Однако еще до открытия выставка оказалась в центре цензурного скандала из-за исключения из экспозиции наиболее острых работ современных художников.

За несколько недель до открытия "Соц-арта" в Париже российский министр культуры Александр Соколов заявил, что "если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется отвечать по полной".

"Я предпринял все, что мог, чтобы она [выставка] туда не поехала", - заявил министр. Не уточнив, что именно он предпринял, Соколов добавил, что ответственность за проведение выставки "ляжет на руководство галереи".

Вскоре после высказываний министр куратор выставки Андрей Ерофеев заявил, что "Соц-арт" в Париже предлагается показать без нескольких десятков произведений. В цензурировании выставки, по словам сотрудника ГТГ, участвовало министерство культуры, Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК), Росохранкультура и руководство самой галереи.

"Каждое управление что-то вынимало"

Как рассказал Би-би-си Ерофеев, урезать экспозицию начали еще в июне, когда из выставки были исключены все произведения с изображением Владимира Путина. Осенью, уже перед самой отправкой "Соц-арта" в Париж, замдиректора по научной работе ГТГ Ирина Лебедева решила снять с выставки работу группы "ПГ" - антиутопию, изображающую захват китайцами Москвы.

"Подписав все списки выставки и отправив их в Париж, она [Лебедева] вдруг в последний момент испугалась и стала вынимать вещи. [...] Дальше перечерканные списки, из которых что-то вытащили, отправили в минкульт, и там на каждом этапе что-то стали вынимать, по одной, по две-три работы. Что-то в Управлении музеев вынули, что-то в Росохранкультуре, департамент, который возглавляет Вилков: им не понравились все работы, где есть образ Гитлера и изображение свастики", - рассказал Ерофеев в интервью Русской службе Би-би-си.

По словам куратора, "каждое управление, через которое проходили списки и картинки уже упакованной выставки, что-то вынимало". Сами готовые к отправке произведения в это время находились в двух грузовиках, из которых спешно начали выгружать исключенные работы.

Если министр культуры Соколов особенно эмоционально отреагировал на работу группы "Синие носы" (фото целующихся милиционеров чиновник назвал "порнографией"), то глава ФАКК Михаил Швыдкой выступил против работы, изображающей обнаженных украинских политиков Виктора Ющенко, Юлию Тимошенко и Виктора Януковича.

"С нашей стороны была только одна просьба по поводу одной работы, изображающей Ющенко и Тимошенко. Потому что работа, высмеивающая и поносящая политиков не России, а третьих стран, может вызвать дипломатические проблемы", - сказал Швыдкой в интервью Русской службе Би-би-си.

Швыдкой признает участие в сокращении выставки, но не считает его цензурой, говоря, что "далеко не все, что является событием актуального искусства, достойно выставляться в музее".

На вопрос о том, входит ли в функции властей определять, что именно достойно выставляться в государственном музее, Швыдкой ответил, что "необходимо определить понятие "власть".

"Есть законодательство о президенте РФ. Поносить флаг и гимн, на мой взгляд, нельзя. Наше современное искусство часто власть не высмеивает, оно над ним стебется", - сказал глава ФАКК.

Замруководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков назвал информацию о цензуре со стороны его ведомства "бредом".

"Бред, тут и обсуждать нечего! По законодательству мы имеем право отказать в вывозе только по пределенным случаям вроде отсутствия договора с принимающей стороной или отсутствия страховки произведений. Я картины не просматриваю", - заявил Вилков в интервью газете "Коммерсант".

На вопрос о причинах, по которым уже выставлявшаяся в Москве в ГТГ выставка была значительно урезана в экспортном варианте, замдиректора ГТГ Ирина Лебедева говорит, что цензура была "внутренней".

"Это право музея - снимать любые произведения в процессе подготовки выставки. Речь идет о том, что часть работ была исключена на последнем этапе. Это рабочий момент", - сказала Лебедева в интервью Русской службе Би-би-си.

В отличие от куратора выставки, Лебедева утверждает, что решение ГТГ снять некоторые работы с выставки было принято раньше, чем вокруг "Соц-арта" разразился цензурный скандал, и никак не связано с мнением чиновников об экспонатах выставки.

"То, что реакция властей почему-то идет на эти снятые работы, мне не очень понятно", - сказала сотрудник галереи.

По словам Ерофеева, в общей сложности из выставки было исключено около 80 произведений. Руководство самой ГТГ утверждает, что речь идет только о 17 работах.

На вопрос о столь заметном расхождении в цифрах Михаил Швыдкой заявил, что ему об этом "ничего не известно", а "Ерофеев, наверное, просто плохо считает".

"Нашу выставку разрешил лично Путин"

Масла в огонь подлило и сообщение о том, что представители православной общественности обратились в Генпрокуратуру России с просьбой привлечь организаторов "Соц-арта" к уголовной ответственности за кощунство и разжигание межрелигиозной розни.

Однако, несмотря на широко освещавшийся в прессе скандал вокруг "Соц-арта", вернисаж прошел в Париже с большим успехом. По словам Ерофеева, открытие выставки стало возможным благодаря личному вмешательству президента России.

"В конечном итоге нашу выставку разрешил лично Путин. Об этом мне сообщили люди, которые присутствовали на встрече Саркози и Путина. Там Саркози спросил нашего президента, почему такая проблема с этой выставкой. На что президент ему сказал, что выставку мы отправим и все будет в порядке", - рассказал куратор.

Директор Maison Rouge Антуан де Гальбер рассказал о том, что усилия российских властей привели к противоположному результату и превратились в пиар "Соц-арта".

"Власти не выиграли, потому что цензура дала обратный эффект. К нам на вернисаж пришел директор Лувра и директор Национального музея современного искусства. Теперь об этих произведениях говорят гораздо больше, чем если бы цензуры не было", - сказал де Гальбер в интервью Русской службе Би-би-си.

По словам де Гальбера, выставка не пострадала от исключения ряда экспонатов, так как запрещенные произведения были заменены на другие работы тех же авторов.

Но, как подтверждает галерист Марат Гельман, запрещенные к показу работы все равно можно было увидеть в Париже на ярмарке современного искусства FIAC, в которой приняли участие две российские галереи.

"Мы на ярмарке и выставили эти работы. Чиновники могут что-то запретить у себя в спальне, в частной жизни. Но в итоге те же "Милиционеры" [работа "Эра милосердия" группы "Синие носы"] получили такое паблисити, что мысленно они висят везде. Все приходили на FIAC и спрашивали: "Где эти работы, которые запретил ваш министр?", - сказал галерист в интервью Русской службе Би-би-си.

Отголоски прошлого или предвестники выборов?

Среди причин изъятия произведений с "Соц-арта" Антуан де Гальбер называет страх чиновников показать Россию Западу в невыгодном свете.

"Российские власти искренне испугались показать плохой имидж. Но они не понимают, что на самом деле мы, напротив, приятно удивлены, что в России столько художников, которые самовыражаются. Если бы эта выставка была проведена без препон, это было бы доказательством свободной России. Для нас совершенно непонятен этот страх, что эта выставка дискредитирует образ России. В Германии, Англии и Франции современное искусство себя выражает в самых разных формах, включая провокационные", - говорит директор галереи фонда Maison Rouge.

"Традиционно в России не приветствуются нападки на власть. Просто сейчас время перед выборами, так что, возможно, это связано", - добавляет де Гальпер.

С предстоящими выборами связывает реакцию чиновников на "Соц-арт" и Гельман.

"Министр Соколов является первым номером в списке "Справедливой России" по Москве. Но при этом он себя ничем не проявил, ничем реально не управляет, никто его не знает. Основным двигателем всего этого является то, что он таким образом решил себя прорекламировать как борца за нравственность", - говорит галерист.

В качестве второй причины цензурирования выставки Гельман называет невежество чиновников, позволяющих себе публично высказывать личное мнение о направлении, ставшем частью истории искусства.

Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей считает, что даже если ставшая знаменитой фраза о "позоре" и является личным мнением министра Соколова, оно все равно будет иметь значение для культурной политики страны.

"Это его попытка очертить будущие границы государственной культурной политики, поставить новые идеологические шлагбаумы", - заявил Дондурей.

Директор музея им. Сахарова Юрий Самодуров считает, что предыстория открытия "Соц-арта" в Париже связана с негативным отношением, исторически сложившимся в России к современному искусству.

"Современное искусство для нашей страны - вещь малоизвестная, в общественном мнении это что-то непонятное, полуподпольное, противное, неясно, искусство ли это вообще и для чего это. В общественном мнении это художники, которые не умеют рисовать и занимаются черт-те чем", - сказал Самодуров в интервью Русской службе Би-би-си.

"У нас практически нет музеев актуального искусства, которых десятки в Англии и Франции, а в Москве музей современного искусства только один. Только в последние годы оно обретает институциональную поддержку и защитую. Но пока это чужеродные вкрапления в представления властей о культуре. Для власти эта часть культуры, которая раздражает, угрожает, малопонятна. Но поскольку она имеет международное признание, надо как-то на это реагировать", - добавляет директор музея.

Самодуров напомнил о том, что "Соц-арт" стал далеко не первой выставкой современного искусства, вызывающей у некоторых в России возмущение: уголовные дела по обвинению в разжигании религиозной и межнациональной розни возбуждались в отношении организаторов выставок "Запрещенное искусство", "Россия-2" и "Осторожно, религия!".

Глава музея им. Сахарова указывает на то, что борьба художников за расширение границ дозволенного - явление совершенно нормальное и происходит во всех европейских странах.

Отличие России от Европы в отношении к современному искусству - заторможенность исторических процессов и нежелание государства быть нейтральной стороной в споре художников и общества.

"Мы, как всегда, отстаем в развити от мира, где это все началось лет 50 назад. Плюс наше общество гораздо более закрытое и нетерпимое, чем европейское, где государство занимает роль нейтрального арбитра. У нас государство занимает в тяжбе художников и общества сторону церкви, так как у нас пытаются построить национальную идеологию на основе двух вещей: национализма и православия. И государство здесь - не нейтральный игрок", - говорит Самодуров.

Альвина Харченко