Пресса/ по рубрикам/ Арт Москва 2008

Уроки истории и географии. "Газета"

В столице проходит 12-я международная художественная ярмарка «Арт Москва»

В этом году третий этаж Центрального дома художника на Крымском Валу, где работает ярмарка "Арт Москва", отдан некоммерческим проектам. Их осуществили местные и зарубежные благотворительные общества и фонды. Просветительская в целом программа посвящена географии и истории современного искусства.

Хотя у ярмарки, как писала "Газета" в номере от 15 мая, довольно обширная география (Западная, Восточная Европа и ближнее зарубежье), нон-профитные проекты дополнительно расширяют ее, ориентируясь по художественным координатам. Например, эстонская Vene Galerii и Фонд возрождения народной культуры открыли в енисейской тайге селение сету Хайдак. Сету - православные эстонцы, часть которых в начале XX века мигрировала в Сибирь, где они по-европейски обстроились и обустроились. В 1930-е годы этот очажок цивилизации советская власть ликвидировала. А село Хайдак превратилось в некий эстонский град Китеж, в сказку или легенду. Этот миф и реконструировал с помощью оставшихся немногих сету художник Виктор Сачивко в инсталляции «Сетумаа. Возвращение мечты».

Созданный из конфетной фольги огромный напольный макет Хайдака с домами, церквями и даже хороводами селян действительно предстает как призрак, артефакт, как игрушка, напоминающая о трагической истории. Не случайно проект получил гран-при на прошлогодней Красноярской музейной биеннале.

Тему миграций продолжает лондонский фонд Articulate, организованный выходцами из России. Фонд привез инсталляцию молодого, но уже знаменитого кубинского художника Качо (Алексиса Лейва Мачадо), представляющую собой мебельный гарнитур из кресел, тумбочки и радиоприемника. Все это поставлено на подпорки из весел. Хотя в своих тут же афишированных комментариях к «Разговору» - так называется инсталляция - Качо много и пространно рассуждает о влиянии Татлина, русского конструктивизма, о традиции номадизма и т.д., все же создается впечатление, что художник чего-то недоговаривает. Впрочем, догадаться нетрудно: автор пробалтывается, что умеет плавать не только в лодке, но и на плоту и даже на бревне. По другую сторону выставочной перегородки - экспозиция «Деревянные истины» советских художников-нонконформистов 1970-1980-х годов. Деревянный объект - почти что опознавательный знак творчества ироничных художников подполья, любивших стоеросовый материал как символ тупой и корявой советской идеологии и, разумеется, как исходник для народной резной игрушки.

Обществу поощрения художеств - кстати, спонсору скандальной выставки соц-арта в Париже - удалось собрать показательную ретроспективу таких артефактов от забавных поделок Леонида Сокова, Ростислава Лебедева и Александра Косолапова до деревянных пейзажей очень серьезного формалиста Игоря Шелковского. Конечно, «Деревянные истины» с очевидностью отсылают к одной из первых ретроспектив неофициального искусства «В сторону объекта», которую в 1990 году организовал Андрей Ерофеев в зале «На Каширке»

16.05.2008 / МИХАИЛ БОДЕ

Материал опубликован в "Газете" №89 от 16.05.2008г.